Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 9 класс. Очей очарованье

    
     «Очей очарованье» - именно так называл осень А. С. Пушкин, ведь известно, что это было его любимое время года. Мне кажется достаточно простым объяснение, почему осень, а не зима, не весна, не лето. Дело в том, что в осени есть таинственность, даже нечто мистическое, чего нет в других временах года. Зима - время, когда вся природа замирает; лето - время, когда жизнь, наоборот, кипит; весна - время возрождения. А вот осень - время умирания. Печальное и великолепное зрелище. Как легко понять поэта, которому для вдохновения необходимы сильные эмоции и впечатления! Осень дает ему эти впечатления. Смотреть на хрупкую осеннюю красоту и понимать, что это знак угасания - все равно, что видеть молодого красивого человека, больного неизлечимой болезнью. Сочетание несочетаемого. Вот поэтому у Пушкина «уныние» и соседствует с «очарованием»:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

Кстати, в этом же, довольно масштабном стихотворении Пушкин сравнивает осень с «чахоточной девой», которая привлекает к себе тем, что на ней лежит печать обреченности. Пушкин любит осень за то, что другие не терпят в ней. Она влечет его, как «нелюбимое дитя в семье родной».
Именно в силу этого влечения Пушкина к «унылой поре» он посвящает ей самые проникновенные свои строки. Довольно трудно не задумываясь вспомнить стихи Пушкина, посвященные любимым всеми временам года - весне и лету, а вот «осенние» строки из «Евгения Онегина» сразу приходят на ум:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась...

Благодаря Пушкину осень считается самым поэтическим временем года, хотя и самым тоскливым.
Под влиянием Пушкина или нет, но другие поэты часто обращались в своем творчестве к осени. Естественно, каждый воспринимает это время года по-своему, но есть и что-то общее у всех поэтов, пишущих об осени. Возможно, это налет светлой грусти, которую не могут вызвать иные времена года. Например, у Тютчева есть строки:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Здесь, как во многих стихотворениях Тютчева, мне слышится что-то особенное, пушкинское. Но, разумеется, Тютчев воспринимает это время года по-иному. Для него, поэта, чья душа является «жилицей двух миров», осень - время любви, отдыха и покоя, одновременно странным образом чем-то напоминающее время возрождения и страсти - весну. Это довольно-таки странное восприятие. У Пушкина мы никогда такого не встретим. Однако для Тютчева, вся поэзия которого - состояние «двойного бытия», такая двойственность вполне естественна:

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас...

Таков уж Тютчев: даже в умирании он уже видит возрождение.
Каждый поэт, видя перед собой, по сути, ту же картину, что и все остальные, привносит в нее что-то свое. Но в этом и состоит задача художника: искренне передать то, что он видит, но пропустив через призму своего восприятия. Как яркий пример можно привести строки стихотворения Некрасова «Железная дорога»:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит...

Вот она - некрасовская осень. Воздух-то тот же, что у Пушкина и Тютчева, картина похожа, но автора невозможно спутать ни с кем. Особенно читая слова «здоровый, ядреный» или «словно как тающий сахар». В картину осени вплетается никогда не изменяющая Некрасову знаменитая «народность».
Все-таки Некрасов - поэт гражданский, социальный. Для него не существует того, что называют «чистой поэзией», творчеством ради творчества. Любое его стихотворение имеет строгую направленность. Мне вспоминается еще одно его «осеннее» стихотворение:

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажится, поля опустели.

Строки знаменитые, но гораздо менее известно их продолжение. А дальше идет речь о том, что пахарь не может сжать последнюю полосу на поле из-за своей болезни. У Некрасова мотив умирания природы и угасания человека накладываются друг на друга. И от этого картина осени приобретает еще большую мрачность. Хотя в данном случае не она играет главную роль в стихотворении, являясь лишь фоном.
Так видели осень разные поэты. Каждый по-разному. И все же все перечисленные авторы поэтизировали осеннюю пору. Пусть иногда мрачно, но как потрясает! А сколько еще поэтов и писателей обращались к осени, черпая в ней вдохновение...
Если же говорить о моем личном отношении к этому времени года, то я люблю осень. Люблю за ее таинственность, за чистоту, за то, что она своей умирающей красотой каждый раз обещает что-то смутное, но прекрасное. Возможно, новое возрождение. И еще: в осени много ярких красок, но все они гармонируют друг с другом. Все-таки весной и летом краски ярче, но слишком уж разнообразны, а иногда кричаще. В них нет той гармонии, что бывает осенью. Думаю, благодаря этому Пушкин называет самое печальное время года «очей очарованье».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта