Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Дворовые слуги в комедии "Недоросль"

Иное отношение автора к жертвам крепостного права, изображенным в комедии, - Еремеевне и Тришке. Роль их в комедии является второстепенной. Тем не менее, автор сумел показать в немногих словах и сценах, что крепостные слуги во всех отношениях лучше своих господ. Еремеевна - верная раба, преданная до самоотвержения. За Митрофанушку она готова не пожалеть «живота», т.е. жизни. Тришка, этот «портной поневоле», только один раз показывается на сцене. На ругательства барыни из-за кафтана он отвечает сдержанно и умно. Показ на сцене дворян-крепостников и их слуг не оставлял у зрителей никаких сомнений в том, кто больше заслуживает звания человека -Простаковы и Скотинины или их крепостные.
А. 3ерчанинов, Н. Порфиридов

В ином освещении дает драматург образы слуг Простаковой.
Прекрасно изображена Еремеевна, няня дворовых слуг Митрофана. В этом образе Фонвизин убедительно показал, какое растлевающее влияние оказывает крепостное право на крепостных людей, дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую психологию. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым-Скотининым. Она беззаветна предана им, рабски привязана к дому, у нее сильно развита чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывает Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы то выцарапаю». А на угрозы Скотинина отвечает: «у меня и свои зацепы востры ». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У нее нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т.е. жизни) не жалея», не имея собственных интересов в жизни, Еремеевна живет в постоянном страхе ответственности перед своей свирепой госпожой: «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» - с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну и кричит: «Не смей никто подойти ко мне!», Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»
И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принужденной служить извергам-помещикам, не способным и не желающим оценить ее верную службу. Образ Еремеевны глубоко жизненный. Впоследствии мы встретимся с подобными образами крепостных слуг, хотя и в иных вариантах, у Пушкина («Капитанская дочка»), у Гончарова («Обломов» ), у Чехова («Вишневый сад»).
Другой тип крепостного слуги выведен в образе портного Тришки. Тришка выступает только в одном явлении комедии, произносит всего несколько фраз, но благодаря искусству Фонвизина у читателя составляется довольно полное представление об этом человеке. Тришка - талантливьгй самоучка: не учась шить, он сшил кафтан Митрофану «изряднехонько», по выражению Скотинина. Он умно и логично отвечает Простаковой, находчив, держится с достоинством. Его моральное превосходство перед помещиками несомненно.
С. Флоринский

Еремеевна, няня Митрофана, несмотря на ее второстепенную роль, обрисована очень правдива. Этот тип крепостной служанки-рабыни, самоотверженно преданной своим господам, является естественным порождением крепостного права в России. Отказавшись от изображения пронырливых слуг и «субреток», попавших на русскую сцену из французских комедий, Фонвизин своей Еремеевной начал художественную галерею образов верных слуг в русской литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта